Состоялась международная конференция

Дата создания: 02.12.2016

Состоялась международная конференция

2 декабря 2016 года в городе Ташкенте состоялась международная конференция на тему: «Конституционно-правовые основы выборов главы государства: опыт Узбекистана и развитых демократических стран».

В конференции наряду с национальными участниками приняли участие более 80 зарубежных экспертов, представляющие 22 страны, Всемирную организацию избирательных органов и Исламскую организацию сотрудничества.

На трех пленарных заседаниях конференции были прослушаны 20 докладов, в обсуждении которых приняли активное участие как национальные, так и зарубежные эксперты.

Выступающие отметили, что с обретением независимости в Узбекистане была поставлена задача создать гуманное демократическое правовое государство, главной составляющей которой является демократическая избирательная система. Целью последовательно реализуемых реформ в Узбекистане с первых дней независимого развития определено обеспечение прав и свобод человека. Реформы были направлены на реализацию положений статьи 13 Конституции, которая закрепляет положение о том, что демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права. На основе национального опыта, изучения передовой зарубежной практики, общепризнанных международных демократических стандартов сформировано эффективное избирательное законодательство, закрепившее основополагающими принципами выборов всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, а также гласность и открытость. При этом законы о выборах, в том числе Закон «О выборах Президента Республики Узбекистан», совершенствовались.

Важнейшей особенностью развития избирательной системы в Республике Узбекистан явилась ее поэтапная, последовательная демократизация и либерализация, осуществляемая в неразрывном единстве и взаимосвязи с другими демократическими преобразованиями. Принцип последовательности, поэтапности демократических, политических, экономических, гуманитарных реформ – один из пяти принципов, лежащих в основе «Узбекской модели» развития, разработанной Первым Президентом Узбекистана Исламом Каримовым.

Важным этапом демократического развития избирательной системы страны стал период, начавшийся в 2010 году, когда парламентом была принята, разработанная главой государства «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране». Поправки, внесенные в Конституцию и законы Республики Узбекистан за последние годы в соответствии с положениями Концепции имели принципиальный характер и были направлены на дальнейшую демократизацию избирательной системы.

Участники конференции дали положительную оценку комплексным мероприятиям по совершенствованию нормативно-правовой базы и практики подготовки и проведения выборов Президента Республики Узбекистан, которые состоятся 4 декабря 2016 года. В частности, положительно оценено внесение в декабре 2015 года изменений и дополнений в законы «О выборах Президента Республики Узбекистан», «О Центральной избирательной комиссии» и другие акты законодательства сразу после президентских выборов в марте прошлого года. Были особо отмечены такие поправки, как уменьшение необходимого количества подписей избирателей в поддержку кандидата в Президенты с 5 до 1 процента в целях облегчения участия политических партий в выборах, закрепление норм о понятии предвыборной агитации, видах, формах и методах ее проведения, образование избирательных участков в местах содержания под стражей, определение сроков, порядка и процедуры досрочного голосования, установление «дня тишины» за день до начала голосования. Все эти изменения внесены с целью дальнейшего обеспечения соответствия национального избирательного законодательства общепризнанным избирательным стандартам.

Важным фактором активности избирателей Узбекистана в ходе избирательной кампании являются открытость и гласность деятельности избирательных комиссий, в частности, создание условий для присутствия на избирательных участках наблюдателей от политических партий, а также международных наблюдателей.

Высокую оценку заслуживают мероприятия по дальнейшему повышению правовой культуры избирателей, семинаров-тренингов для участников избирательного процесса и широкой разъяснительной работы, практика проведения встреч кандидатов в Президенты с избирателями в режиме видеоконференцсвязи в целях охвата большего количества избирателей, образование при Центральной избирательной комиссии и Уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмане) горячих линий для принятия жалоб, связанных с выборами, а также выпуск Центральной избирательной комиссией бюллетеней для незрячих граждан с использованием азбуки Брайля.

Большой интерес у участников конференции вызвали доклады, посвященные изучению вопросов имплементации в законодательство Республики Узбекистан отдельных норм международных избирательных стандартов, обеспечения свободного волеизъявления избирателей в Федеративной Республике Германия, прав и обязанностей политических групп, кандидатов и избирателей в Нидерландах, сотрудничество Всемирной ассоциации избирательных органов и Центральной избирательной комиссии Узбекистана, особенности организации и проведения выборов Президента США, роль опросов общественного мнения в ходе избирательных кампаний во Франции и другие.

 

Таким образом, в результате последовательной модернизации и демократизации страны в Узбекистане сформирована полностью соответствующая международным демократическим принципам и стандартам эффективная правовая база обеспечения избирательных прав граждан. Однако реформы по демократической модернизации избирательной системы Узбекистана не должны ограничиваться временными рамками. И впредь в Узбекистане необходимо продолжить поиск путей совершенствования избирательной системы, избирательного законодательства с учетом международных избирательных стандартов, положительного опыта развитых демократических стран, изложенных в докладах их представителей и направленных на дальнейшую демократизацию практики проведения выборов.