21 декабря 2019 года в городе Ташкенте состоялась международная конференция на тему: «Конституционно-правовые основы проведения парламентских выборов: опыт Узбекистана и развитых демократических стран».

Дата создания: 23.12.2019

21 декабря 2019 года в городе Ташкенте состоялась международная конференция на тему: «Конституционно-правовые основы проведения парламентских выборов: опыт Узбекистана и развитых демократических стран».

В работе конференции приняли участие депутаты Законодательной палаты, члены Сената, члены Центральной избирательной комиссии, окружных и участковых избирательных комиссий, работники Конституционного суда и представители других государственных органов и негосударственных организаций, ученые специалисты, а также около
100 наблюдателей из 30 зарубежных стран, Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств, Шанхайской организации сотрудничества, Европейского Союза, Европейского банка реконструкции и развития.

Как известно, в Конституции предусмотрено как одно из основных политических прав граждан право участия в управлении делами общества и государства. В частности, в соответствии со статьей 32 Конституции граждане Республики Узбекистан имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей. Такое участие осуществляется посредством самоуправления, проведения референдумов и демократического формирования государственных органов.

В соответствии со статьей 43 Конституции права и свободы граждан, закрепленные Конституцией и законами обеспечиваются государством. Данное положение означает и то, что обеспечение реализации избирательного права граждан также возложено на государство. В связи с этим государство создает и совершенствует систему законодательства о выборах, обеспечивает его неукоснительное соблюдение, определяет меры по привлечению к ответственности лиц, нарушивших избирательные права граждан.

В Узбекистане в соответствии с инициативой Президента страны Шавката Мирзиёева за короткий период были систематизированы нормы 21 закона о выборах и впервые в истории страны принят единый Избирательный кодекс. Более 30 включенных в него новых демократических норм будут способствовать дальнейшему совершенствованию избирательного процесса. В этом году проводятся первые выборы в соответствии с Избирательным кодексом. Выборы проходят под девизом «Новый Узбекистан – новые выборы».

В соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы разработан и реализуется план действий по совершенствованию обеспечения избирательных прав граждан. В частности, в соответствии с законом от 4 сентября 2019 года были внесены изменения в статью 117 Конституции, согласно которым гражданам, содержащимся в местах лишения свободы по приговору суда за совершенные не представляющие большой общественной опасности и менее тяжкие преступления было предоставлено право избирать, и в связи с этим, в Избирательном кодексе закреплена норма об образовании избирательных участков в местах содержания под стражей и лишения свободы. Этим правом на предстоящих выборах воспользуются 1 905 лиц, лишенных свободы. Это, в свою очередь, стало важным шагом на пути дальнейшей демократизации выборов и усиления избирательного права граждан.

С целью создания равных условий для всех политических сил была исключена практика квотирования мест в Законодательной палате для представителей Экологического движения. Теперь кандидаты в депутаты в Законодательную палату и местных Кенгашей будут выдвигаться исключительно политическими партиями.

Участниками конференции было отмечено, что введение указанных новых норм в законодательство, а также таких норм как предоставление права органам самоуправления граждан направлять своих наблюдателей для принятия участия на всех мероприятиях по подготовке и проведению выборов, а также в помещениях для голосования в день выборов и при подсчете голосов; обеспечение равных прав и возможностей для женщин и мужчин при формировании состава Центральной избирательной комиссии, областных, районных, городских, окружных и участковых избирательных комиссий по выборам; внедрение в практику информационной системы управления избирательным процессом и использование Единого электронного списка избирателей и другие заслуживают одобрения.

Право граждан подавать жалобы на нарушения их избирательных прав и свобод, в том числе права на обращение в суд также является важной гарантией избирательных прав граждан и соответствует международным избирательным стандартам.

Кодекс Республики Узбекистан об административном ответственности был дополнен отдельной главой, предусматривающей административную ответственность за совершение действий как не исполнение решений избирательных комиссий, нарушение прав кандидатов в депутаты, его доверенных лиц, наблюдателей и другие. Уголовным кодексом Республики Узбекистан предусматривается ответственность за нарушение законодательства об организации, проведения выборов, а также за воспрепятствование осуществлению избирательного права или полномочий доверенных лиц.

Большой интерес у участников конференции вызвали доклады, посвященные вопросам конституционно-правовых гарантиях реализации избирательных прав граждан Республики Узбекистан, развития законодательства о выборах и избирательной системы в Узбекистане, практике парламентских выборов в странах Центральной Азии и Японии», опыта европейских стран по обеспечению гендерного равенства в ходе проведения парламентских выборов, избирательной системы Германии, опыта Великобритании о регулировании и взаимодействии с электоратом, подготовки, организации и проведения парламентских выборов в Республике Корея, Европейских стандартов по обеспечению прозрачности и открытости парламентских выборов, опыта Турции по организации и проведению парламентских выборов.

Участники конференции особо отметили создания в Узбекистане новой эффективной правовой базы, которая обеспечивает избирательные права граждан и полностью соответствует международным демократическим принципам и стандартам. Они выразили уверенность, что материалы, полученные в ходе конференции, идеи и предложения, содержащиеся в докладах и выступлениях будут способствовать совершенствованию избирательного законодательства, имплементации международных избирательных стандартов, внедрению положительного международного опыта в законодательство, электоральную практику Узбекистана, а также стран, представители которых приняли участие в работе международной конференции.

Ниже приводятся мнения отдельных зарубежных и международных наблюдателей, принявших участия в конференции.

Джон Хейворд – Руководитель Форума Консервативной партии Великобритании.

Я благодарен за возможность быть наблюдателем за выборами в Узбекистане.

Следует отметить прогресс, достигнутый в стране за последние три года в реализации задач, поставленных в Стратегии развития Узбекистана, особенно в таких областях, как верховенство закона и независимость судебной власти. И каждый шаг к построению открытой демократии в стране приветствуется международным сообществом.

Продолжение реформ в ближайшие месяцы и годы будет определять, в какой степени обычные граждане будут свободны между выборами и выражать свои взгляды по вопросам, которые влияют на их повседневную жизнь и будущее их семей и общин.

Мои надежды на Узбекистан в конце 2019 года останутся такими же, какими они были, когда я впервые побывал 25 лет назад: он станет все более конкурентоспособной, открытой и демократической страной – возможно, даже образцом и маяком надежды и свободы в Центральной Азии.

Ом Гу ХО – Директор Азиатско-Тихоокеанского исследовательского центра Университета Ханьян.

В рамках Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана на период 2017-2021 гг. в этой стране были проделаны широкие работы по обеспечению защиты гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод граждан и населения. Для реализации самого важного конституционного принципа, провозглашающего: «высшая ценность – это человек, жизнь человека, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права».

Соблюдение международных избирательных стандартов, которые требуют всеобщего и равного избирательного права и тайного голосования или эквивалентного свободного голосования, является отправной точкой для демократии и основных гражданских прав.

В статье 117 Конституции Узбекистана закреплено, что выборы президента, Законодательной палаты парламента и местных представительных органов государственной власти должны проводиться на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Граждане Республики Узбекистан старше 18 лет имеют право голоса. Выборы проводятся с пятилетним интервалом. Избирательный кодекс, который был принят парламентом в соответствии с международными стандартами и требованиями к выборам, устанавливает практические механизмы для реализации этих конституционных норм и обеспечения политических прав и свобод граждан, свободы выбора и свободы мысли, слова и мнения.

Учитывая глубокие перемены, произошедшие за последние три года, мы можем с уверенностью сказать, что выборы 2019 года будут проходить в совершенно новой политической обстановке с интенсивной и честной конкуренцией между партиями, идеями и программами и что Избирательный кодекс, принятый Парламентом станет надежной правовой и институциональной основой для проведения действительно демократических выборов. 

Секретариат

Конституционного суда

Республики Узбекистан