Новые инициативы Главы государства в судебно-правовой сфере – подтверждение приверженности реформам по демократической модернизации страны

Дата создания: 30.12.2020

Новые инициативы Главы государства в судебно-правовой сфере – подтверждение приверженности реформам по демократической модернизации страны

29 декабря 2020 года Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиеёв выступил с очередным Посланием Парламенту страны, где озвучил более двух десятков новых инициатив в судебно-правовой сфере, реализация которых станет логическим продолжением проводимых в последние годы масштабных реформ в судебно-правовой сфере.

Подтверждением курса на коренное реформирование судебно-правовой сферы служит то, что за последние четыре года приняты более 40 законов и иных подзаконных актов. Продела масштабная работа по обеспечению подлинной независимости судебной власти, обеспечению надёжной защиты прав и свобод граждан, повышению уровня доступа к правосудию, повышению эффективности, открытости и подотчётности судебных, правоохранительных и контролирующих органов.

Конкретными результатами либерализации судебно-правовой сферы являются следующие наглядные факты: за последние четыре года в отношении 2 600 граждан были вынесены оправдательные приговоры, 2 400 лиц освобождены из зала суда. Вместе с тем, только в 2020 году 616 человек были помилованы. Особого внимания заслуживает то, что 74% от общего количества принятых решений о привлечении к ответственности более не связаны с лишением свободы.

В этой связи хотел бы остановиться на следующих конкретных задачах, которые Президент Шавкат Мирзиёев определил в судебно-правовой сферы и, несомненно, станут важным вкладом в дело обеспечения прав граждан на справедливое правосудие.

Первое, дальнейшее обеспечение справедливости, законности и стабильности судебных решений. В этих целях, как отметил Президент, первостепенными задачами являются внедрение принципа «один суд – одна инстанция», отмена института рассмотрения дел в порядке надзора, создание судов общей юрисдикции, а также введение института предварительного слушания.

Следует подчеркнуть, что на сегодняшний день в стране приняты определенные организационно-правовые меры по практической реализации вышеуказанных задач. В частности, в июле текущего года принят Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов и повышению эффективности правосудия» за № УП–6034.

В соответствии с этим документом, с 1 января 2021 года, в том числе, предусматривается:

– образование судов общей юрисдикции Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента на базе областных и приравненных к ним судов по гражданским делам, по уголовным делам и экономических судов с сохранением строгой специализации судей и образованием отдельных судебных коллегий по видам судопроизводства;

– дальнейшее внедрение принципа «один суд – одна инстанция» путем отмены излишних судебных инстанций, то есть упразднение института рассмотрения судебных дел в порядке надзора. В этой связи следует подчеркнуть, что уже сегодня количество судебных инстанций сокращено с 7 до 3;

– отмена права председателя Верховного суда, Генерального прокурора Республики Узбекистан и их заместителей на внесение протеста в порядке надзора на решения, приговоры, определения и постановления суда;

– введение практики предварительного слушания, предоставляющей возможность оперативного выявления и устранения факторов, препятствующих рассмотрению уголовного дела на общих основаниях, определения порядка принятия решений по делу с участием сторон и соблюдением принципа состязательности на стадии назначения дела к рассмотрению в суде.

Вместе с тем, в Послании Президентом Республики Узбекистан особо отмечена необходимость дальнейшего внедрения современных ИКТ в деятельность судов. В этом контексте, Глава государства предложил создать и ввести в действие мобильное приложение, с помощью которого граждане могли бы в режиме онлайн подавать заявления в суды, отслеживать процесс их рассмотрения, а также дистанционно принимать участие в судебных слушаниях.

Безусловно, вышеуказанные задачи станут еще одним шагом в обеспечении прозрачности судов и подлинной независимости судебной власти, что в конечном итоге будут способствовать повышению качества отправления правосудия в целом.

Второе, дальнейшее совершенствование системы исполнение наказания, усиление роли административных комиссий по рассмотрению вопросов применения гуманных актов. В этом контексте, Главой государства была озвучена инициатива по расширению участия общественности в процессе принятия решения о замене не отбытого срока наказания более мягким приговором.

Суть этой инициативы состоит в передаче полномочий пенитенциарных учреждений по подаче ходатайств об условно-досрочном освобождении в так называемые «гуманные комиссии», что обеспечит еще большую прозрачность данной процедуры.

К слову, в настоящее время в стране группой специалистов, экспертов и ученых подготовлен проект Уголовно-процессуального кодекса в новой редакции, в соответствии с которым предусматривается:

– на основании рекомендаций административных комиссий по рассмотрению вопросов применения гуманных актов замена не отбытого срока наказания более мягким приговором и условно-досрочное освобождение будет осуществляться судьями;

– создание при пенитенциарных органах и учреждениях соответствующих административных комиссий, в состав которых будут входить депутаты районного (городского) Совета народных депутатов, региональные представители Уполномоченного по правам человека, инспектора по социально-бытовым условиям пенитенциарных учреждений, психологи службы пробации, представители областных управлений здравоохранения, образования, труда и Центра социальных навыков;

– члены «гуманных комиссий» смогут непосредственно посещать пенитенциарные учреждения, изучать положение осужденных и соответствующие документы, приложенные к их личным делам, а также проводить индивидуальные собеседования с осужденными. Важным также является то, что в проекте предусматривается возможность участия в работе данных комиссий представителей СМИ.

Третье, обеспечение прав и законных интересов граждан в местах лишения свободы. Повышение роли уполномоченного по правам Олий Мажлиса – Омбудсмана. Анализ показывает, что в 2019 году со стороны Омбудсмана совместно с другими ответственными организациями проведены разовые мониторинговые визиты только в 26 из 216 пенитенциарных учреждений страны. При этом за истекший период 2020 года мониторинговые посещения проведены только в 46 учреждениях.

В этой связи, отмечая важность усиления роли Омбудсмана и активизации мониторинговых мероприятий по соблюдению прав и законных интересов лиц в местах лишения свободы, Глава государства в Послании Парламенту страны выступил с инициативой организации мониторингов в каждом следственном изоляторе и местах исполнения наказания, по меньшей мере, четыре раза в год. То есть как минимум один раз в квартал.

На практике реализация данной инициативы позволит обеспечить системный контроль за соблюдением прав и законных интересов лиц в пенитенциарных учреждениях республики.

Более того, в соответствии с международными стандартами Глава государства предложил поэтапно сократить 25 колоний-поселений, в результате чего 6 тыс. лиц, впервые совершившие преступления, не имеющих большой общественной опасности, и отбывающие наказания, будут направлены в службы пробации. Благодаря этим нововведениям, указанные лица получат возможность вернуться в свои семьи и продолжить ре-социализацию под контролем органов самоуправления граждан.

В целом, вышеуказанные инициативы Главы государства еще раз доказывают, что принимаемые в стране меры по демократической модернизации, укреплению основ правового государства, защиты прав и законных интересов граждан носят системный и необратимый характер.

 

Феруз Мирзарахимов
ведущий научный сотрудник ИСМИ
при Президенте Республики Узбекистан