РЕГЛАМЕНТ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

(Принят Конституционным судом Республики Узбекистан 17 апреля 2015 года, внесено дополнение решением от 14 февраля 2017 года)

Настоящий Регламент определяет порядок осуществления судопроизводства в Конституционном суде Республики Узбекистан (далее – Конституционный суд) и другие вопросы организации деятельности Конституционного суда.

I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задача Конституционного суда

Задачей Конституционного суда является осуществление судебного контроля за конституционностью актов законодательной и исполнительной властей в целях обеспечения верховенства Конституции Республики Узбекистан.

Статья 2. Полномочия Конституционного суда

В соответствии с Конституцией и законами Республики Узбекистан Конституционный суд:

1) определяет соответствие Конституции Республики Узбекистан законов Республики Узбекистан и постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов Президента Республики Узбекистан, постановлений правительства и решений местных органов государственной власти, межгосударственных договорных и иных обязательств Республики Узбекистан;

2) дает заключение о соответствии Конституции Республики Каракалпакстан Конституции Республики Узбекистан, законов Республики Каракалпакстан – законам Республики Узбекистан;

3) дает толкование норм Конституции и законов Республики Узбекистан;

4) рассматривает другие дела, отнесенные к его компетенции Конституцией и законами Республики Узбекистан:

а) в соответствии со статьей 83 Конституции Республики Узбекистан вносит законопроект в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

б) в соответствии со статьей 95 Конституции Республики Узбекистан дает согласие Президенту Республики Узбекистан на принятие решения о роспуске Законодательной палаты, Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

в) в соответствии со статьей 13 Закона Республики Узбекистан «О прокуратуре» определяет соответствие Конституции и законам Республики Узбекистан приказов и других актов Генерального прокурора Республики Узбекистан (за исключением актов индивидуального характера);

г) в соответствии со статьей 16 Закона Республики Узбекистан «О Конституционном суде Республики Узбекистан» рассматривает вопрос о даче согласия на привлечение к уголовной или административной ответственности, а также заключение под стражу или домашний арест судьи Конституционного суда;

д) в соответствии со статьей 17 Закона Республики Узбекистан «О Конституционном суде Республики Узбекистан» приостанавливает полномочия судьи Конституционного суда;

е) в соответствии со статьей 11 Закона Республики Узбекистан «О Конституционном суде Республики Узбекистан» принимает Регламент Конституционного суда.

Конституционный суд может также рассматривать и другие вопросы, связанные с организацией своей деятельности.

Статья 3. Основные принципы деятельности Конституционного суда

Основными принципами деятельности Конституционного суда являются приверженность Конституции Республики Узбекистан, независимость, коллегиальность, гласность и равенство прав судей.

Статья 4. Приверженность Конституции Республики Узбекистан

Конституционный суд при разрешении дел руководствуется исключительно Конституцией Республики Узбекистан.

Статья 5. Независимость Конституционного суда

Конституционный суд и его судьи в своей деятельности независимы и подчиняются только Конституции Республики Узбекистан.

Судьи Конституционного суда, принимая решения, выражают свою правовую позицию, свободную от соображений практической целесообразности, политических склонностей и других посторонних воздействий.

Вмешательство в деятельности Конституционного суда не допускается и влечет за собой ответственность в соответствии с законом.

Независимость Конституционного суда обеспечивается установленным законом порядком избрания судей Конституционного суда и прекращения их полномочий, неприкосновенностью судей, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, тайным совещанием судей при вынесении решений, наличием ответственности за неуважение к Конституционному суду или вмешательство в его деятельность, созданием необходимых организационно-технических условий для деятельности Конституционного суда, а также достаточным материальным и социальным обеспечением судей.

Статья 6. Коллегиальность

Рассмотрение дел и принятие решений производится в Конституционном суде коллегиально.

Статья 7. Гласность

Заседания Конституционного суда, как правило, проводятся открыто.

Статья 8. Равенство прав судей Конституционного суда

При рассмотрении вопросов Конституционным судом и при голосовании по рассматриваемым вопросам председатель, заместитель председателя и судьи Конституционного суда имеют равные права.

Статья 9. Состязательность и равноправие сторон

Рассмотрение дел в Конституционном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Стороны пользуются равными правами и возможностью представить свою позицию относительно рассматриваемого дела.

Статья 10. Презумпция конституционности нормативно-правового акта

Нормативно-правовой акт считается конституционным пока его несоответствие Конституции Республики Узбекистан не будет установлено решением Конституционного суда, принятого по результатам судебного разбирательства.

Статья 11. Обеспечение всесторонней, полной и объективной проверки обстоятельств дела при рассмотрении вопросов

При рассмотрении вопросов Конституционный суд не связан доводами сторон. Конституционный суд, не ограничиваясь представленными материалами, объяснениями и показаниями, обязан принять все меры для всесторонней, полной и объективной проверки обстоятельств дела, обеспечения прав сторон, других участников, надлежащего исполнения ими возложенных на них обязанностей.

Статья 12. Язык судопроизводства

Производство в Конституционном суде ведется на государственном языке Республики Узбекистан.

Участник судопроизводства, не владеющий государственным языком, может выступать и давать объяснения на родном языке и пользоваться услугами переводчика.

II. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Статья 13. Организационная форма конституционного судопроизводства

Конституционный суд рассматривает и разрешает дела, отнесенные к его компетенции Конституцией и законами Республики Узбекистан в судебных заседаниях.

Судебные заседания созываются председателем, в его отсутствие – заместителем председателя Конституционного суда, а при отсутствии председателя Конституционного суда и его заместителя или невозможности выполнения ими своих обязанностей – старшим по возрасту судьей Конституционного суда.

Статья 14. Состав Конституционного суда

Конституционный суд правомочен рассматривать дела в судебном заседании при наличии не менее четырех судей Конституционного суда (кворума).

Статья 15. Неизменность состава Конституционного суда

Дело рассматривается Конституционным судом, как правило, в одном и том же составе судей.

Статья 16. Отвод судьи Конституционного суда и порядок его разрешения

Судья Конституционного суда не может участвовать в рассмотрении дела, если:

судья ранее в силу служебного положения участвовал в подготовке акта, конституционность которого подлежит проверке;

судья является родственником стороны или другого лица, участвующих в деле;

судья лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности.

Судья Конституционного суда при наличии обстоятельств, указанных в части первой настоящей статьи, обязан заявить самоотвод до начала слушания дела.

Отвод судьи Конституционного суда производится мотивированным определением Конституционного суда, принимаемым большинством от числа присутствующих на заседании судей после заслушивания судьи, вопрос об отводе которого должен быть решен.

Статья 17. Участники конституционного судопроизводства

Участниками конституционного судопроизводства признаются: стороны, их представители; свидетели; эксперты; специалисты; переводчики и иные участники конституционного судопроизводства.

Статья 18. Стороны и их представители

Сторонами в конституционном судопроизводстве являются государственный орган или должностное лицо, внесшее вопрос на рассмотрение Конституционного суда; государственный орган или должностное лицо, принявшее (издавшее) нормативно-правовой акт, конституционность которого подлежит проверке; государственный орган, к компетенции которого относятся вопросы, содержащиеся в межгосударственном договорном или ином обязательстве Республики Узбекистан; палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, по делам о толковании норм Конституции и законов Республики Узбекистан и даче согласия Президенту Республики Узбекистан на принятие решения о роспуске Законодательной палаты, Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан; Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан по делам о даче заключения о соответствии Конституции Республики Каракалпакстан Конституции Республики Узбекистан, законов Республики Каракалпакстан – законам Республики Узбекистан.

При внесении вопроса на рассмотрение Конституционного суда по инициативе судей Конституционного суда стороной является государственный орган, юридическое или физическое лицо, обращение которого явилось поводом к внесению вопроса.

Сторона вправе иметь одного или нескольких представителей, которые представляют ее интересы в Конституционном суде. При внесении вопроса на рассмотрение Конституционного суда группой депутатов или сенаторов, они должны назначить одного или нескольких представителей.

В качестве представителя стороны могут выступать адвокаты, специалисты и другие лица на основании доверенности, выданной стороной с указанием их полномочий.

Представителями сторон в Конституционном суде по должности могут выступать руководители государственных органов и юридических лиц, указанных в части первой и второй настоящей статьи. Представители сторон по должности представляют интересы стороны без доверенности.

Статья 19. Права и обязанности сторон и их представителей

Стороны и их представители вправе знакомиться со всеми материалами дела; излагать свою позицию по делу; представлять письменные отзывы; заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи, назначении экспертизы, вызове в суд свидетелей, экспертов и специалистов; предлагать кандидатуры экспертов и специалистов; задавать вопросы участникам конституционного судопроизводства.

Стороны и их представители обязаны являться по вызову Конституционного суда; уважительно относится в судебном заседании к участникам конституционного судопроизводства; давать объяснения и отвечать на вопросы председательствующего в судебном заседании, других судей Конституционного суда и участников конституционного судопроизводства; подчиняться распоряжениям председательствующего в судебном заседании о соблюдении порядка.

Статья 20. Иные участники конституционного судопроизводства

В заседании Конституционного суда могут участвовать Президент Республики Узбекистан, Спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, его заместители, Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, его заместители, Премьер-министр Республики Узбекистан, Председатель Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, председатель Верховного суда Республики Узбекистан, председатель Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, Генеральный прокурор и министр юстиции Республики Узбекистан.

Должностные лица, указанные в части первой настоящей статьи вправе знакомиться со всеми материалами дела; излагать свое мнение по делу; представлять письменные отзывы; задавать вопросы участникам конституционного судопроизводства.

В заседании Конституционного суда могут участвовать по приглашению председателя Конституционного суда или председательствующего в судебном заседании члены Научно-консультативного совета при Конституционном суде, ученые, политические и общественные деятели, депутаты, судьи, представители международных организаций, государственных органов, общественных объединений, научных учреждений и высших учебных заведений. Они могут излагать свое мнение по делу с разрешения председательствующего в судебном заседании.

Статья 21. Свидетель, его права и обязанности

Свидетелем является лицо, располагающее необходимыми сведениями или материалами об обстоятельствах, имеющих значение для разрешения дела в Конституционном суде.

Свидетель вправе пользоваться при даче своих показаний письменными заметками, документами и иными материалами, которые по его ходатайству могут быть приобщены к делу; получать возмещение понесенных им расходов, связанных с явкой в Конституционный суд.

Свидетель обязан являться по вызову Конституционного суда; давать правдивые и полные показания об известных ему лично сведениях по рассматриваемому делу; представить по требованию суда соответствующие материалы, которыми он располагает; отвечать на вопросы председательствующего в судебном заседании, других судей Конституционного суда и участников конституционного судопроизводства.

Перед дачей показаний в судебном заседании свидетель дает обязательство следующего содержания:

«Обязуюсь дать Конституционному суду Республики Узбекистан правдивые и полные показания об известных мне лично сведениях и материалах, касающихся рассматриваемого дела и правдиво и полно отвечать на вопросы».

Обязательство подписывается свидетелем и передается секретарю судебного заседания для приобщения к протоколу судебного заседания.

Статья 22. Эксперт, его права и обязанности

Экспертом является не заинтересованное в исходе дела лицо, обладающее специальными познаниями в вопросах, которые подлежат разрешению Конституционным судом, и привлекаемое для дачи экспертного заключения.

Эксперт вправе знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы, и выписывать из них необходимые сведения; заявлять ходатайства о представлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи экспертного заключения; задавать с разрешения председательствующего в судебном заседании вопросы участникам конституционного судопроизводства в части, необходимой для дачи экспертного заключения; получать возмещение понесенных им расходов и вознаграждение за выполненную им работу, не входящую в круг его служебных обязанностей.

Эксперт обязан давать объективное и обоснованное заключение по поставленным Конституционным судом вопросам; являться по вызову Конституционного суда; разъяснять содержание подготовленного им заключения; правдиво и полно отвечать на вопросы председательствующего в судебном заседании, других судей Конституционного суда и участников конституционного судопроизводства.

Перед выступлением в судебном заседании эксперт дает обязательство следующего содержания:

«Обязуюсь дать Конституционному суду Республики Узбекистан объективное, научно обоснованное заключение на основе исследования представленных материалов, правдиво и полно отвечать на вопросы в соответствии со своими знаниями и квалификацией».

Обязательство подписывается экспертом и передается секретарю судебного заседания для приобщения к протоколу судебного заседания.

Статья 23. Специалист, его права и обязанности

Специалистом является не заинтересованное в исходе дела лицо, обладающее специальными знаниями в вопросах, которые подлежат разрешению Конституционным судом, и привлекаемое для оказания содействия в их разрешении.

Специалист вправе знать цель вызова в Конституционный суд; знакомиться с материалами дела, относящимися к рассматриваемым им вопросам; задавать с разрешения председательствующего в судебном заседании вопросы иным участникам конституционного судопроизводства в части, необходимой для изложения им мнения, получать иную необходимую информацию; получать возмещение понесенных им расходов и вознаграждение за выполненную им работу, не входящую в круг его служебных обязанностей.

Специалист обязан являться по вызову Конституционного суда; правдиво и полно отвечать на вопросы председательствующего в судебном заседании, других судей Конституционного суда и иных участников конституционного судопроизводства.

Перед выступлением в судебном заседании специалист дает обязательство следующего содержания:

«Обязуюсь на основе исследования представленных материалов правдиво и полно отвечать на вопросы в соответствии со своими знаниями и квалификацией».

Обязательство подписывается специалистом и передается секретарю судебного заседания для приобщения к протоколу судебного заседания.

Статья 24. Переводчик, его права и обязанности

Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языками, знание которых необходимо для перевода, и участвующее в судебном заседании в случаях, когда участник конституционного судопроизводства не владеет или недостаточно владеет языком, на котором ведется конституционное судопроизводство, а равно для перевода письменных документов.

Переводчик вправе задавать с разрешения председательствующего в судебном заседании вопросы участникам конституционного судопроизводства в целях уточнения значения переводимых слов и выражений; получать возмещение понесенных им расходов и вознаграждение за выполненную им работу, не входящую в круг его служебных обязанностей.

Переводчик обязан являться по вызову Конституционного суда, точно и полно выполнять порученный ему перевод.

Перед началом выполнения перевода переводчик дает обязательство следующего содержания:

«Обязуюсь точно и полно выполнить порученный мне перевод».

Обязательство подписывается переводчиком и передается секретарю судебного заседания для приобщения к протоколу судебного заседания.

Статья 25. Судебные расходы

Судебные расходы состоят из сумм, подлежащих выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, а также из иных расходов, связанных с рассмотрением дела.

Экспертам, специалистам и переводчикам, привлеченным в связи с рассмотрением дел в Конституционном суде, возмещаются расходы и выплачивается вознаграждение в соответствии с законодательством.

Расходы в связи с явкой в судебное заседание свидетелей возмещаются в соответствии с законодательством.

Статья 26. Сроки рассмотрения дел

Конституционный суд приступает к изучению вопроса не позднее, чем в семидневный срок с момента получения материалов, если они отвечают предъявляемым требованиям.

Решение по рассматриваемому вопросу принимается в Конституционном суде не позднее трех месяцев с момента получения соответствующего материала.

III. ВНЕСЕНИЕ ВОПРОСА НА РАССМОТРЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ И ПОДГОТОВКА ВОПРОСА К РАССМОТРЕНИЮ

Статья 27. Право внесения вопроса на рассмотрение Конституционного суда

Правом внесения на рассмотрение Конституционного суда вопроса обладают палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Президент Республики Узбекистан, Спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, группа депутатов – не менее одной четвертой части от общего числа депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, группа сенаторов – не менее одной четвертой части от общего числа членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, председатель Верховного суда, председатель Высшего хозяйственного суда и Генеральный прокурор Республики Узбекистан. Вопрос может быть внесен и по инициативе не менее трех судей Конституционного суда.

Статья 28. Требования, предъявляемые к вопросу, вносимому для рассмотрения Конституционного суда

Внесение вопроса на рассмотрение Конституционного суда коллегиальными органами осуществляется на основе их решения, принятого в установленном законодательством порядке. Внесение вопросов на рассмотрение Конституционного суда должностными лицами, указанными в статье 27 настоящего Регламента, осуществляется в письменной форме. Такое обращение подписывается соответствующим должностным лицом. Внесение вопросов по инициативе судей Конституционного суда осуществляется в форме инициативного обращения, подписанного этими судьями.

В решении или обращении о внесении вопроса на рассмотрении Конституционного суда должны быть указаны:

точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке нормативно-правовом акте;

основания для рассмотрения вопроса в Конституционном суде;

позиция по поставленному вопросу и правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Республики Узбекистан;

необходимые данные о представителе и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;

перечень прилагаемых документов.

Статья 29. Материалы, прилагаемые к вносимому вопросу

К направляемому в Конституционный суд решению или обращению прилагаются:

текст нормативно-правового акта, подлежащего проверке, или нормы закона Республики Узбекистан, подлежащего толкованию;

доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;

перевод на государственный язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке;

в случае, если вопрос вносится по поводу обращения физического или юридического лица, не обладающего правом внесения вопроса на рассмотрение Конституционного суда, копия такого обращения.

К решению или обращению могут быть приложены списки свидетелей, экспертов и специалистов, которых предлагается вызвать в судебное заседание, а также другие документы и материалы.

Статья 30. Предварительное изучение вопроса

Поступившее решение или обращение о внесении вопроса на рассмотрении Конституционного суда подлежит обязательной регистрации в соответствии с правилами делопроизводства в Конституционном суде.

Председатель Конституционного суда поручает одному или нескольким судьям Конституционного суда предварительно изучить поступившее решение или обращение на предмет соответствия требованиям, предъявляемым законом и настоящим Регламентом и подготовить дело к рассмотрению.

Выполнив поручение судья докладывает председателю Конституционного суда о результатах изучения и подготовки дела к рассмотрению.

Заслушав мнение судьи о готовности материалов дела к рассмотрению председатель Конституционного суда созывает заседание Конституционного суда для решения вопроса принятия к рассмотрению.

Статья 31. Принятие дела к рассмотрению

О принятии дела к рассмотрению принимается определение, в котором решаются вопросы начала рассмотрения дела, назначения судьи-докладчика по делу, процедуры рассмотрения дела, а также иные вопросы в связи с подготовкой дела к рассмотрению.

О принятом определении участники конституционного судопроизводства уведомляются в трехдневный срок.

Статья 32. Отказ в принятии вопроса к рассмотрению

Конституционный суд отказывает в принятии вопроса к рассмотрению в случаях, если:

разрешение внесенного вопроса не подведомственно Конституционному суду;

вопрос внесен неправомочным государственным органом или должностным лицом;

по предмету обращения Конституционным судом ранее было вынесено решение, сохраняющее свою силу, за исключением случаев наличия оснований для пересмотра решений Конституционного суда.

Об отказе в принятии вопроса к рассмотрению принимается определение Конституционного суда.

Статья 33. Отзыв внесенного вопроса

Вопрос, внесенный на рассмотрение Конституционного суда, может быт отозван до начала рассмотрения дела в судебном заседании. В случае отзыва внесенного вопроса производство по делу прекращается.

Статья 34. Объединение и разъединение дел

Вопросы, внесенные в Конституционный суд, рассматриваются, как правило, в самостоятельном производстве.

В целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения дел Конституционный суд вправе объединять и (или) разъединять рассмотрение дел.

Статья 35. Полномочия председателя Конституционного суда по подготовке дела к рассмотрению

Общее руководство подготовкой дела к рассмотрению в судебном заседании осуществляется председателем Конституционного суда.

Председатель Конституционного суда определяет круг лиц, которых надо пригласить на судебное заседание, дает поручения по организации судебного заседания, а также направлению участникам конституционного судопроизводства и передаче судьям необходимых материалов.

Статья 36. Полномочия судьи-докладчика по подготовке дела к рассмотрению

Судья-докладчик при подготовке дела к рассмотрению в судебном заседании в соответствии с полномочиями Конституционного суда:

готовит предложения о направлении запросов Конституционного суда в государственные органы, иные организации, должностным лицам, а также о проведении других подготовительных действий, необходимых для рассмотрения дела;

в случае необходимости лично проводит проверку материалов дела с выездом на место, а также консультируется со специалистами;

составляет справку и подготавливает иные материалы по делу;

решает другие вопросы, имеющие отношение к делу.

Статья 37. Обязательность требований Конституционного суда

Требования Конституционного суда обязательны для государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан.

Статья 38. Оповещение о судебном заседании. Рассылка материалов

Оповещение о судебном заседании, копии решений или обращений о внесении вопроса на рассмотрение Конституционного суда и поступивших отзывов направляются судьям Конституционного суда и сторонам не позднее чем за десять дней до начала заседания. Оповещение о судебном заседании и справка о рассматриваемом деле направляется иным участникам конституционного судопроизводства не позднее чем за неделю до начала заседания.

IV. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА В ЗАСЕДАНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Статья 39. Место проведения судебного заседания

Судебные заседания проводятся в месте постоянного нахождения Конституционного суда.

Конституционный суд может провести судебное заседание в ином месте, если сочтет это необходимым.

Статья 40. Порядок проведения судебного заседания

Судебные заседания проводятся в соответствии с настоящим Регламентом.

При входе судей Конституционного суда в зал судебного заседания и выходе из него все участники судебного заседания встают. Все участники судебного заседания и другие лица, присутствующие в зале заседания, обязаны уважительно относиться к Конституционному суду и установленным правилам судебной процедуры и этикета, подчиняться распоряжениям председательствующего в судебном заседании о соблюдении порядка заседания.

Участники судебного заседания обращаются к Конституционному суду, дают объяснения, показания, заявляют ходатайства и задают вопросы стоя. Отступление от этого правила допускается лишь с разрешения председательствующего в судебном заседании.

Участники судебного заседания при рассмотрении дела в открытом судебном заседании вправе фиксировать ход судебного заседания с занимаемых ими в зале заседания мест. При этом звукозапись, фотосъемка, видеозапись, а также трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускаются с разрешения председательствующего в судебном заседании. Эти действия не должны мешать проведению судебного заседания и могут быть ограничены во времени председательствующим в судебном заседании.

Нарушение порядка судебного заседания, неподчинение распоряжениям председательствующего в судебном заседании о соблюдении порядка заседания, пренебрежение принятыми в Конституционном суде правилами влекут установленную законом ответственность.

Статья 41. Председательствующий в судебном заседании и его полномочия

В судебном заседании председательствует председатель Конституционного суда, в его отсутствие или по его поручению – заместитель председателя Конституционного суда, а в случае отсутствия председателя и его заместителя или невозможности выполнения ими своих обязанностей – старший по возрасту судья Конституционного суда.

Председательствующий в судебном заседании руководит судебным заседанием. Он принимает все необходимые меры к обеспечению всестороннего, полного и объективного разбирательства путем:

предоставления сторонам и их представителям равных возможностей давать объяснения по всем обстоятельствам дела, аргументировать свои доводы и задавать друг другу вопросы в целях выявления и уточнения их позиций;

проверки и оценки судом устных и письменных заключений экспертов;

заслушивания мнений специалистов, показаний вызванных в суд свидетелей по делу;

предоставления возможности сторонам и иным участникам конституционного судопроизводства задавать экспертам, специалистам и свидетелям вопросы по обстоятельствам рассматриваемого дела;

анализа Конституционным судом документов, представленных сторонами и другими участниками судебного заседания, а также истребованных судом;

фиксации хода и результатов судебного разбирательства.

Председательствующий в судебном заседании устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу. Он вправе прервать выступление стороны или ее представителя, иных участников конституционного судопроизводства, если выступающий выходит за пределы предмета рассматриваемого вопроса или допускает грубые по форме или содержанию высказывания, нарушает установленные правила производства в суде.

Председательствующий в судебном заседании руководит совещанием судей Конституционного суда в совещательной комнате, обеспечивая им возможность свободно и беспрепятственно выразить свое мнение.

Статья 42. Полномочия судьи при рассмотрении дела в судебном заседании

Судья Конституционного суда, участвующий в судебном заседании, вправе:

задавать вопросы сторонам, их представителям, иным участникам конституционного судопроизводства;

получать разъяснения от участников конституционного судопроизводства по существу обсуждаемых в судебном заседании вопросов;

вносить предложения, заявлять ходатайства;

высказывать свое мнение по процедурным вопросам.

Судья Конституционного суда не может быть отстранен от участия в судебном заседании, если его полномочия не приостановлены или не прекращены в порядке, установленном законом, за исключением случая удовлетворения заявления судьи Конституционного суда о самоотводе или ходатайства о его отводе в соответствии с настоящим Регламентом.

Статья 43. Полномочия секретаря судебного заседания

Секретарь судебного заседания назначается из числа работников аппарата Конституционного суда в порядке, определяемом Конституционным судом.

По поручению председательствующего в судебном заседании секретарь судебного заседания:

проверяет явку участников судебного заседания, выясняет причины неявки и докладывает об этом Конституционному суду;

выполняет поручения председательствующего в судебном заседании;

ведет протокол судебного заседания и обеспечивает его своевременное оформление;

совершает иные действия, необходимые для проведения судебного заседания и рассмотрения в нем дела.

Статья 44. Протокол судебного заседания

На судебном заседании ведется протокол. В протоколе должны содержаться следующие сведения:

время и место судебного заседания;

состав суда и секретарь судебного заседания;

повестка дня;

сведения об участниках судебного заседания;

действия Конституционного суда в том порядке, в каком они имели место, их результаты;

объяснения сторон и их представителей;

показания свидетелей, заключения экспертов и мнения специалистов, заданные им вопросы и ответы на них;

выступления иных участников конституционного судопроизводства;

сведения о фактах и обстоятельствах, которые участники судебного заседания просили засвидетельствовать в протоколе;

формулировки протокольных решений, принятых Конституционным судом.

Если во время судебного заседания применялись звукозапись и(или) видеозапись то аудио или видеофайл приобщаются к протоколу судебного заседания, о чем делается соответствующая отметка в протоколе.

Участники судебного заседания вправе ходатайствовать о внесении в протокол сведений о фактах и обстоятельствах, которые они считают существенными для дела.

Все изменения и дополнения должны быть в протоколе оговорены.

Протокол должен быть оформлен в течение пяти суток с момента окончания заседания.

Протокол судебного заседания подписывается председательствующим в судебном заседании и секретарем судебного заседания и приобщается к делу.

Стороны и их представители вправе знакомиться с протоколом судебного заседания и высказывать замечания по протоколу, которые должны быть рассмотрены председательствующим в судебном заседании единолично в течение десяти дней. По результатам рассмотрения высказанных замечаний по протоколу судебного заседания председательствующий в судебном заседании принимает решение о приобщении их к протоколу или об отказе в удовлетворении.

Статья 45. Непосредственность рассмотрения дела и непрерывность судебного заседания

При рассмотрении дела Конституционный суд непосредственно заслушивает объяснения сторон, их представителей, показания свидетелей, заключения экспертов, мнения специалистов, выступления иных участников конституционного судопроизводства, оглашает необходимые документы.

Документы, имеющиеся у судей и сторон, могут не оглашаться, если их содержание излагается устно в ходе разбирательства. Однако, если кто-либо из судей или участников судебного заседания настаивает на их полном или частичном оглашении, то оно может быть произведено по решению председательствующего в судебном заседании.

Заседание Конституционного суда по каждому делу проходит, как правило, непрерывно, кроме времени, отведенного участникам заседания для отдыха или подготовки заключительных речей. Перерыв в судебном заседании может быть сделан по ходатайству одной из сторон для дополнительного изучения материалов, представленных другой стороной, а также в случае возникновения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.

Статья 46. Отложение судебного заседания

Конституционный суд откладывает судебное заседание в случае:

если считает, что рассматриваемое дело недостаточно подготовлено;

неявки в судебное заседание стороны, ее представителя, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика, явка которых была признана обязательной, если их отсутствие может повлиять на разрешение дела по существу;

непредставления или несвоевременного представления документов и иных материалов, если они имеют существенное значение для разрешения дела;

если об отложении рассмотрения дела ходатайствуют судья Конституционного суда либо сторона, ее представитель в связи с необходимостью дополнительного исследования материалов дела;

отсутствия кворума судей Конституционного суда в судебном заседании;

наличия других обстоятельств, препятствующих всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела, в том числе в случае нарушения порядка в судебном заседании.

Об отложении рассмотрения дела Конституционный суд принимает определение простым большинством голосов судей Конституционного суда, участвующих в судебном заседании. При этом Конституционный суд назначает дату, на которую переносится судебное заседание.

Судебное заседание возобновляется с момента, на котором оно было отложено. Повторный вызов ранее заслушанных Конституционным судом свидетелей, экспертов, специалистов производится только в случае, если это будет признано Конституционным судом необходимым.

Статья 47. Открытие судебного заседания

Председательствующий в судебном заседании, удостоверившись в отсутствии оснований для отложения судебного заседания, предусмотренных в части первой статьи 46 настоящего Регламента, открывает судебное заседание и объявляет состав Конституционного суда, какое дело подлежит рассмотрению, сообщает, кто является секретарем судебного заседания, кто участвует в рассмотрении дела в качестве сторон, их представителей, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика и иных участников конституционного судопроизводства.

Статья 48. Проверка явки участников судебного заседания, установления их личности и полномочий

По предложению председательствующего в судебном заседании секретарь судебного заседания сообщает о явке участников судебного заседания.

Секретарь судебного заседания сообщает, кто из участников судебного заседания не явился, вручены ли им своевременно уведомления и какие имеются сведения о причинах их неявки.

Председательствующий в судебном заседании при необходимости устанавливает личность явившихся участников судебного заседания, наличие полномочий представителей сторон, выступающих на основании доверенности либо иного документа, подтверждающего право представлять интересы соответствующей стороны.

Статья 49. Последствия неявки участников судебного заседания

В случае неявки в судебное заседание сторон (стороны) или их представителей Конституционный суд выносит определение о начале разбирательства по делу или отложении заседания. Если само должностное лицо, являющееся стороной в процессе не явилось на судебное заседание или при отсутствии у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий, председательствующий в судебном заседании выносит на обсуждение судей вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие стороны или без ее представителя.

В случае неявки в судебное заседание кого-либо из свидетелей, экспертов или специалистов Конституционный суд заслушивает мнения сторон о возможности рассмотрения дела в их отсутствие. После этого суд выносит определение о продолжении разбирательства по делу или об отложении судебного заседания.

Статья 50. Разъяснение участникам судебного заседания их прав и обязанностей

Председательствующий в судебном заседании разъясняет переводчику его обязанность полно и точно выполнять перевод доклада судьи, объяснений и выступлений участвующих в деле лиц, распоряжений председательствующего в судебном заседании, оглашаемых в судебном заседании документов, задаваемых в суде вопросов и ответов на них, а также решений Конституционного суда.

Председательствующий в судебном заседании разъясняет участникам судебного заседания их права и обязанности. Экспертам, специалистам и свидетелям, кроме того, разъясняется предусмотренная законом ответственность за недобросовестное исполнение возложенных на них обязанностей, экспертам и свидетелям – ответственность за отказ от их исполнения.

Статья 51. Заявление ходатайств участниками судебного заседания и порядок их разрешения

Председательствующий в судебном заседании опрашивает участников судебного заседания, имеются ли у них ходатайства об истребовании дополнительных материалов, о вызове других свидетелей и допуске к участию в рассмотрении дела новых экспертов и специалистов.

В случае поступления таких ходатайств в письменном виде они оглашаются в судебном заседании и приобщаются к материалам рассматриваемого дела. Устные ходатайства должны заноситься в протокол судебного заседания.

Статья 52. Выступление судьи-докладчика и определение порядка исследования материалов дела

Рассмотрение дела начинается с выступления судьи-докладчика, который излагает существо рассматриваемого вопроса, основания его рассмотрения, краткое содержание имеющихся материалов и информирует о проделанной работе по подготовке вопроса к рассмотрению. Судья-докладчик в своем выступлении не вправе анализировать доводы, изложенные в предложении, и давать им свою оценку.

По окончании выступления судьи-докладчика Конституционный суд заслушивает предложения сторон и принимает решение о порядке исследования материалов дела.

Установленный Конституционным судом порядок исследования материалов дела может быть изменен только самим Конституционным судом. Заявленные в ходе судебного разбирательства предложения судей Конституционного суда, касающиеся порядка исследования материалов дела, рассматриваются Конституционным судом безотлагательно.

Статья 53. Объяснения сторон и их представителей

Затем председательствующий в судебном заседании предлагает сторонам дать объяснения по существу рассматриваемого дела.

Первой выступает сторона, внесшая вопрос на рассмотрение Конституционного суда, или ее представитель, после чего председательствующий в судебном заседании предоставляет возможность выступить другой стороне или ее представителю. В случае, когда позиция стороны отстаивается несколькими ее представителями, последовательность их выступлений определяются данной стороной.

Сторона, внесшая вопрос на рассмотрение Конституционного суда, а также ее представитель в своих выступлениях излагают существо внесенного на рассмотрение Конституционного суда вопроса, правовые аргументы и доказательства в обоснование своего мнения. Другая сторона или ее представитель излагают свои возражения по существу вопроса, правовые аргументы и доказательства в обоснование их.

После выступления каждой из сторон, их представителей председательствующий в судебном заседании дает возможность судьям задавать вопросы стороне, ее представителю; затем право задавать вопросы выступившей стороне предоставляется другой стороне и ее представителю.

Эксперты и специалисты могут задавать вопросы сторонам, их представителям в части, необходимой для дачи экспертного заключения или изложения мнения специалиста.

Статья 54. Исследование документов и других письменных материалов дела

По предложению председательствующего в судебном заседании судья-докладчик оглашает документы и другие письменные материалы дела. После этого стороны, их представители могут дать пояснения в связи с оглашенными документами и иными материалами.

В судебном заседании могут не оглашаться документы, которые были заблаговременно представлены судьям Конституционного суда и сторонам, их представителям либо содержание которых излагалось в ходе судебного разбирательства.

После исследования материалов дела председательствующий в судебном заседании разъясняет сторонам, их представителям и иным участникам судебного заседания их право заявить ходатайства о дополнении материалов дела.

Статья 55. Порядок заслушивания свидетелей

Очередность заслушивания свидетелей определяется Конституционным судом.

Председательствующий в судебном заседании предлагает свидетелю сообщить все, что ему известно по существу рассматриваемого дела. Свидетелю могут быть заданы вопросы. Первыми свидетелю задают вопросы сторона или ее представитель, по заявлению которых вызван свидетель, затем – другая сторона или ее представитель, а также иные участники заседания. Свидетелю, вызванному по инициативе суда, первыми задают вопросы сторона, внесшая вопрос на рассмотрение Конституционного суда, и ее представитель. Судьи вправе задавать вопросы свидетелю в любой момент.

Суд может не заслушивать других свидетелей, если признает, что обстоятельства, о которых они могут свидетельствовать, установлены с достаточной полнотой.

Статья 56. Экспертиза. Порядок заслушивания экспертов и специалистов

Конституционным судом может быть назначена экспертиза, производство которой поручается научным учреждениям или конкретным специалистам, имеющим необходимые знания и достаточный опыт работы по соответствующей специальности. Вопросы, по которым экспертом должно быть дано заключение, определяются судьей-докладчиком либо Конституционным судом.

Очередность заслушивания экспертов, специалистов в судебном заседании определяется Конституционным судом.

Председательствующий в судебном заседании предлагает эксперту, специалисту огласить представляемое экспертное заключение или мнение специалиста по рассматриваемому делу.

Эксперту, специалисту могут быть заданы вопросы в порядке, предусмотренном в части второй статьи 55 настоящего Регламента.

Статья 57. Заслушивание выступлений иных участников конституционного судопроизводства

По окончании проверки представленных материалов, объяснений сторон, их представителей, показаний свидетелей, заключений экспертов, мнений специалистов суд переходит к заслушиванию выступлений иных участников конституционного судопроизводства, если они пожелают выступить.

Статья 58. Прения сторон, их представителей

Стороны и их представители могут выступить с заключительными речами, которые должны содержать анализ материалов и доказательств, проверенных в судебном заседании, их правовую оценку и значение для разрешения рассматриваемого дела, а также выводы и предложения сторон, которые, по их мнению, должны быть учтены судом при вынесении решения.

Статья 59. Возобновление исследования материалов дела

После прений сторон, если Конституционный суд признает необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела, или проверить новые доказательства, он может объявить перерыв в судебном заседании и отложить рассмотрение вопроса.

Статья 60. Прекращение производства по делу

Производство по делу может быть прекращено в следующих случаях:

если в ходе заседания были выявлены основания к отказу в принятии дела к рассмотрению;

если нормативно-правовой акт или определенная норма потеряли свою силу или отменены после начала рассмотрения дела судом;

если во время судебного заседания установлено, что вопрос, разрешаемый законом или другим нормативно-правовым актом, международным договорным или иным обязательством Республики Узбекистан, конституционность которого предлагается проверить, не нашел своего разрешения в Конституции или по существу не относится к разряду конституционных вопросов.

О прекращении производства по делу Конституционный суд выносит определение.

Повторное внесение в Конституционный суд вопроса, производство по которому было прекращено, допускается при условии устранения обстоятельств, указанных в определении Конституционного суда в качестве оснований для прекращения производства по делу.

Статья 61. Объявление об окончании рассмотрения дела

После завершения исследования всех материалов дела председательствующий в судебном заседании объявляет об окончании рассмотрения дела, а также сообщает, что решение Конституционного суда будет опубликовано в установленные законом сроки. Если Конституционный суд сочтет необходимым оглашение решения, председательствующий в судебном заседании сообщает место, дату и время оглашения решения.

V. РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Статья 62. Постановления, заключения и определения Конституционного суда

Конституционный суд по существу рассмотренного дела о конституционности нормативно-правового акта и межгосударственного договора принимает постановление. Постановления выносятся Конституционным судом именем Республики Узбекистан.

В других случаях решение Конституционного суда именуется заключением или может иметь иную форму.

По процедурным вопросам проведения судебного заседания Конституционный суд принимает определения.

Статья 63. Порядок проведения совещания судей для вынесения решения

Решение по рассмотренному делу принимается Конституционным судом в закрытом совещании. В совещании участвуют только судьи Конституционного суда, рассмотревшие данное дело.

В ходе совещания судья Конституционного суда вправе свободно излагать свою позицию по рассмотренному делу и просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений судей не может быть ограничено. Закончив совещание, председательствующий в судебном заседании ставит на голосование предложения по решению.

Статья 64. Принятие решения

Решение Конституционного суда принимается открытым голосованием. Голосование проводится поименным опросом судей. Председательствующий в судебном заседании голосует последним.

Судья не вправе воздерживаться или не участвовать в голосовании.

Решение Конституционного суда считается принятым, если за него проголосовало большинство от присутствующих на заседании судей. В случае, когда голоса разделились поровну, голос председательствующего в судебном заседании является определяющим.

Судьи не вправе разглашать содержание дискуссий и результаты голосования.

Решение Конституционного суда по существу рассмотренного дела должно быть принято не позднее трех месяцев с момента получения соответствующих материалов.

Статья 65. Особое мнение судьи Конституционного суда

Судья Конституционного суда, не согласный с принятым решением, имеет право изложить особое мнение в письменной форме, которое приобщается к протоколу заседания Конституционного суда.

Статья 66. Содержание решений Конституционного суда

Решение Конституционного суда, как правило, состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

В вводной части решения указываются:

название решения;

дата и место его принятия;

состав Конституционного суда, принявший решение;

необходимые данные об участниках судебного заседания;

формулировка вопроса, основания его рассмотрения.

нормы Конституции Республики Узбекистан и Закона Республики Узбекистан «О Конституционном суде Республики Узбекистан», устанавливающие полномочие Конституционного суда рассмотреть данное дело;

В описательной части указываются краткое содержание внесенного вопроса и требования, испрашиваемые сторонами.

В мотивировочной части указываются:

обстоятельства дела, установленные Конституционным судом и положенные в основу решения;

нормативно-правовые акты, которыми руководствовался Конституционный суд.

В резолютивной части решения указываются формулировка решения, окончательность и обязательность решения, порядок его вступления в законную силу и опубликования.

Статья 67. Опубликование решений Конституционного суда

Постановления, заключения и иные решения Конституционного суда публикуются в средствах массовой информации.

Официальными источниками опубликования решений Конституционного суда Республики Узбекистан являются «Собрание законодательства Республики Узбекистан», газеты «Халк сузи» и «Народное слово», а также «Вестник Конституционного суда Республики Узбекистан».

Статья 671Размещение решений Конституционного суда в Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан и на веб-сайте Конституционного суда

Решения Конституционного суда в течение одного дня со дня их принятия направляются в Центр правовой информатизации при Министерстве юстиции Республики Узбекистан для размещения в Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан.

Решения Конституционного суда размещаются также на веб-сайте Конституционного суда.

Статья 68. Рассылка решений Конституционного суда

Решения Конституционного суда направляются сторонам, а также Президенту Республики Узбекистан, Спикеру Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Председателю Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Премьер-министру Республики Узбекистан, Председателю Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, председателю Верховного суда, председателю Высшего хозяйственного суда, Генеральному прокурору, министру юстиции Республики Узбекистан. Решения Конституционного суда могут быть направлены также другим лицам в соответствии с поручением председателя Конституционного суда.

Статья 69. Юридическая сила решений Конституционного суда

Решение Конституционного суда вступает в силу со дня его опубликования.

Решение Конституционного суда является окончательным и обжалованию не подлежит.

Решения Конституционного суда обязательны для всех государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан.

Статья 70. Пересмотр решений Конституционного суда

Решение Конституционного суда может быть пересмотрено им по собственной инициативе, если:

открылись новые существенные обстоятельства, неизвестные Конституционному суду в момент принятия решения;

изменилась конституционная норма, на основании которой было принято решение;

Конституционный суд признает, что оно было принято с нарушением установленного порядка производства.

VI. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ДЕЛ

Статья 71. Производство по делам о проверке конституционности нормативно-правовых актов

Конституционный суд принимает решения только по конкретным нормативно-правовым актам, конституционность которых подвергается сомнению.

Конституционный суд, проверив конституционность конкретного нормативно-правового акта, может одновременно вынести решение также и в отношении нормативно-правовых актов, основанных на проверенном нормативно-правовом акте либо воспроизводящих его положения, хотя о них и не упоминалось во вносимом на рассмотрение Конституционного суда вопросе.

Конституционный суд проверяя конституционность нормативно-правового акта в целом или его части определят его соответствии Конституции Республики Узбекистан:

по содержанию норм;

по форме нормативно-правового акта;

с точки зрения разграничения компетенций между государственными органами и должностными лицами, определенного Конституцией Республики Узбекистан;

по порядку принятия (издания) акта, а также его официального опубликования и вступления в силу.

По итогам рассмотрения дела Конституционный суд принимает одно из следующих постановлений:

о признании нормативно-правового акта или его части не соответствующим Конституции Республики Узбекистан;

о признании нормативно-правового акта или его части соответствующим Конституции Республики Узбекистан.

Нормативно-правовые акты или их части, признанные Конституционным судом не соответствующими Конституции Республики Узбекистан, прекращают свое действие и не могут применятся.

По итогам рассмотрения дел о проверке конституционности законов Республики Узбекистан Конституционный суд вправе признав закон Республики Узбекистан или его часть соответствующим Конституции Республики Узбекистан дать официальное толкование нормы данного закона, если придет к выводу, что сложилась неправильная практика применения данного закона или его части.

Статья 72. Производство по делам о проверке конституционности межгосударственного договорного или иного обязательства Республики Узбекистан

Пределы определения соответствия Конституции Республики Узбекистан межгосударственного договорного или иного обязательства Республики Узбекистан, устанавливаются частью третьей статьи 71 настоящего Регламента, с учетом особенностей дела.

По итогам рассмотрения дела Конституционный суд принимает одно из следующих постановлений:

о признании межгосударственного договорного или иного обязательства Республики Узбекистан не соответствующим Конституции Республики Узбекистан;

о признании межгосударственного договорного или иного обязательства Республики Узбекистан соответствующим Конституции Республики Узбекистан.

Статья 73. Производство по делам о даче заключения о соответствии Конституции Республики Каракалпакстан Конституции Республики Узбекистан, законов Республики Каракалпакстан – законам Республики Узбекистан

Пределы определения соответствия Конституции Республики Каракалпакстан Конституции Республики Узбекистан, законов Республики Каракалпакстан – законам Республики Узбекистан устанавливаются частью третьей статьи 71 настоящего Регламента, с учетом особенностей дела.

По итогам рассмотрения дела Конституционный суд принимает одно из следующих заключений:

о признании Конституции Республики Каракалпакстан или ее части не соответствующим Конституции Республики Узбекистан;

о признании Конституции Республики Каракалпакстан или ее части соответствующим Конституции Республики Узбекистан;

о признании закона Республики Каракалпакстан или его части не соответствующим закону Республики Узбекистан;

о признании закона Республики Каракалпакстан или его части соответствующим закону Республики Узбекистан.

Статья 74. Производство по делам о толковании норм Конституции и законов Республики Узбекистан

Официальное толкование норм Конституции и законов Республики Узбекистан осуществляется в случае обнаружения в них неясностей, неправильной или противоречивой практики их применения.

В решении или обращении о внесении вопроса об официальном толковании норм Конституции и законов Республики Узбекистан должны быть указаны доводы и доказательства неясностей, неправильной или противоречивой практики их применения.

По итогам рассмотрения дела Конституционный суд принимает решение, в резолютивной части которого должно содержаться официальное толкование нормы Конституции или закона Республики Узбекистан.

В процессе официального толкования норм Конституции и законов Республики Узбекистан не допускается внесение в них поправок, изменений, дополнений, направленных на конкретизацию норм.

Статья 75. Производство по делам о внесении законопроекта в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Конституционный суд вправе выступить с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Проект закона подготавливается в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан».

По итогам рассмотрения дела Конституционный суд принимает решение о внесении проекта закона в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан. В резолютивной части решения указывается имя представителя Конституционного суда, который будет участвовать при рассмотрении проекта закона в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан. К решению прилагается текст вносимого проекта закона.

Статья 76. Производство по делам о даче согласия Президенту Республики Узбекистан на принятие решения о роспуске Законодательной палаты, Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Конституционный суд при принятии решения о даче согласия Президенту Республики Узбекистан на принятие решения о роспуске Законодательной палаты, Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан устанавливает наличие или отсутствие фактов:

возникновения в составе Законодательной палаты или Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан непреодолимых разногласий, ставящих под угрозу их нормальное функционирование;

неоднократного принятия ими решений, противоречащих Конституции Республики Узбекистан;

возникновения непреодолимых разногласий между Законодательной палатой и Сенатом, ставящих под угрозу нормальное функционирование Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

 По итогам рассмотрения дела Конституционный суд принимает одно из следующих решений:

о даче согласия Президенту Республики Узбекистан на принятие решения о роспуске Законодательной палаты, Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

об отказе в даче согласия Президенту Республики Узбекистан на принятие решения о роспуске Законодательной палаты, Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Статья 77. Производство по делам о проверке соответствия Конституции и законам Республики Узбекистан приказов и иных актов Генерального прокурора Республики Узбекистан (за исключением актов индивидуального характера)

Пределы определения соответствия Конституции и законам Республики Узбекистан приказов и иных актов Генерального прокурора Республики Узбекистан (за исключением актов индивидуального характера) или их части устанавливаются частью третьей статьи 71 настоящего Регламента, с учетом особенностей дела.

По итогам рассмотрения дела Конституционный суд принимает одно из следующих постановлений:

о признании приказа и иного акта Генерального прокурора Республики Узбекистан (за исключением акта индивидуального характера) или его части не соответствующим Конституции и законам Республики Узбекистан;

о признании приказа и иного акта Генерального прокурора Республики Узбекистан (за исключением акта индивидуального характера) или его части соответствующим Конституции и законам Республики Узбекистан.

Статья 78. Производство по делам о даче согласия на привлечение к уголовной или административной ответственности, а также заключение под стражу или домашний арест судьи Конституционного суда

Представление о даче согласия на привлечение к уголовной или административной ответственности, а также заключение под стражу или домашний арест судьи Конституционного суда рассматриваются Конституционным судом в течение семи дней со дня его внесения.

В судебном заседании заслушиваются внесшее представление должностное лицо или представитель соответствующего органа, судья, в отношении которого испрашивается согласие на привлечение к уголовной или административной ответственности либо заключение под стражу или домашний арест. Конституционный суд вправе истребовать дополнительные материалы по внесенному представлению.

Конституционный суд принимает одно из следующих решений:

о даче согласия на привлечение к уголовной или административной ответственности судьи Конституционного суда либо заключение под стражу или домашний арест;

об отказе в даче согласия на привлечение к уголовной или административной ответственности судьи Конституционного суда либо заключение под стражу или домашний арест.

Решение по делам о даче согласия на привлечение к уголовной или административной ответственности, а также заключение под стражу или домашний арест судьи Конституционного суда вступает в силу с момента принятия.

Статья 79. Производство по делам о приостановлении полномочий судьи Конституционного суда

Приостановление полномочий судьи Конституционного суда осуществляется по решению Конституционного суда, принимаемому не позднее месяца со дня выявления основания к их приостановлению. Приостановление полномочий судьи Конституционного суда в случае привлечения его к уголовной ответственности осуществляется одновременно с дачей согласия на привлечение его к уголовной ответственности.

Конституционный суд приостанавливает полномочия судьи до отпадения основания к их приостановлению. Восстановление полномочий судьи оформляется решением Конституционного суда.

VII. ИНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Статья 80. Служебное совещание

Председатель Конституционного суда или его заместитель созывает судей, работников аппарата Конституционного суда на служебные совещания по вопросам деятельности Конституционного суда и его аппарата.

В случае отсутствия председателя Конституционного суда и его заместителя или невозможности выполнения ими своих обязанностей служебные совещания созывает старший по возрасту судья.

Принятые решения заносятся в протокол служебного совещания.

Статья 81. Полномочия председателя Конституционного суда по организации деятельности Конституционного суда

Председатель Конституционного суда:

руководит работой Конституционного суда, распределяет обязанности между судьями;

представляет Конституционный суд во взаимоотношениях с государственными органами и иными организациями, в международных отношениях;

утверждает структуру и штатное расписание аппарата Конституционного суда;

осуществляет общее руководство работой аппарата Конституционного суда,

имеет права и выполняет обязанности, предоставленные ему и возложенные на него актами законодательства в качестве руководителя юридического лица;

выполняет иные полномочия, связанные с организацией работы Конституционного суда.

Председатель Конституционного суда издает распоряжения по вопросам организации деятельности Конституционного суда.

Статья 82. Полномочия заместителя председателя Конституционного суда

Заместитель председателя Конституционного суда пользуется всеми правами и несет обязанности судьи Конституционного суда, исполняет обязанности председателя Конституционного суда в случае его отсутствия либо по его поручению.

Статья 83. Финансирование работы Конституционного суда

Финансирование работы Конституционного суда производится за счет средств республиканского бюджета.

Статья 84. Аппарат Конституционного суда

Для обеспечения деятельности Конституционного суда создается аппарат Конституционного суда. Работа аппарата Конституционного суда организуется на основании Положения об аппарате Конституционного суда.

Статья 85. Делопроизводство в аппарате Конституционного суда

Делопроизводство в аппарате Конституционного суда осуществляется в соответствии с Инструкцией об организации делопроизводства и контроля за исполнением в аппарате Конституционного суда.

Статья 86. Официальное издание Конституционного суда

Официальным изданием Конституционного суда является «Вестник Конституционного суда Республики Узбекистан». В нем публикуются решения Конституционного суда, материалы мероприятий, проводимых Конституционным судом, а также материалы о сотрудничестве Конституционного суда с органами конституционного контроля зарубежных стран и международными организациями.

Состав редакционной коллегии «Вестника Конституционного суда Республики Узбекистан» утверждается Конституционным судом.

Статья 87. Научно-консультативный совет при Конституционном суде

Для оказания судьям Конституционного суда научно-консультативной помощи, научной разработки отдельных проблем, связанных с осуществлением Конституционным судом своих полномочий, укрепления его связей с научными юридическими учреждениями, юристами-практиками при Конституционном суде создается Научно-консультативный совет.

Научно-консультативный совет образуется Конституционным судом. Члены совета состоят из ученых и специалистов в области политики и права. Совет действует на общественных началах. Научно-консультативный совет состоит из председателя, заместителя председателя, ученого секретаря и членов совета.

Статья 88. Взаимоотношения Конституционного суда с государственными органами и негосударственными организациями

Конституционный суд может иметь взаимоотношения с государственными органами и негосударственными организациями вне процедур конституционного судопроизводства в целях научно-аналитического обеспечения деятельности Конституционного суда, изучения опыта, осуществления информационного обмена по взаимно интересным тематикам.

Такие взаимоотношения осуществляются путем заключения соглашений о сотрудничестве, обмена информацией, организацией совместных мероприятий, а также в иных формах.

Статья 89. Взаимоотношения Конституционного суда с органами конституционного контроля зарубежных стран и международными организациями

Конституционный суд поддерживает отношения с органами конституционного контроля зарубежных стран и международными организациями, их представительствами в Республике Узбекистан.

Такие взаимоотношения Конституционного суда осуществляются путем заключения соглашений о сотрудничестве, взаимного изучения опыта, обмена решениями и иной информацией, организации совместных мероприятий, а также в иных формах.

Конституционный суд может быть членом международных организаций в сфере конституционного правосудия.

Статья 90. Вступление в силу Регламента Конституционного суда

Настоящий Регламент вступает в силу со дня его принятия.